Памятник Затопленным кораблям изображён на гербе Севастополя. Он был воздвигнут в 1905 году, к 50-летию первой обороны Севастополя.

Памятник Затопленным кораблям – это изящная колонна, увенчанная коринфской капителью, стоящая на искусственном островке в десяти метрах от берега. Над ней – бронзовый двуглавый  орёл, который держит в клюве  лавровый венок и якорь. К основанию памятника прикреплена бронзовая плита с картой Севастопольской бухты, линией затопления кораблей и надписью: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд».

Авторы памятника – эстонский скульптор А.Г. Адамсон и архитектор В.А. Фельдман. Высота памятника — 16,66 м. Высота колонны – 7,08 м, а её диаметр – 0,95 м.

Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна».

После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре между Константиновским равелином и фрегатом «Сизополь» дополнительно затопили купеческое судно и корвет «Пилад», а на место, где была «Силистрия» добавили корабль «Гавриил». Так общее число парусных судов на первой линии заграждения достигло десяти. В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено ещё шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия».

В общей сложности, 16-ю судами были образованы две защитные линии, между которыми располагалось боновое заграждение. 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

По одной из легенд корабль «Три Святителя» не получалось затопить несмотря на активную стрельбу. Тогда матросы вспомнили о забытой там иконе, поплыли на корабль и забрали её, после чего корабль сам пошёл на дно. По другой версии — главной причиной непредвиденной задержки была «ошибка господ тогдашних корабельных инженеров»… Во всяком случае, икона была спасена, и Севастопольский фарватер получил надёжную защиту